ЦСКП
Также в разделе:
Заработала новая версия сайта
Коллеги и партнеры:


  • Rambler's Top100

    Яндекс цитирования

    Гражданская философия России - основа активной и осмысленной гражданской позиции. Доклад Центра политической аксиологии Центру социально-консервативной политики.

    [26.07.2011]

    

    Гражданская философия России –

    основа активной и осмысленной гражданской позиции

     

    Государство и общество перед вызовом мировоззренческой неопределенности (постановка проблемы)

     

    Свобода личности есть фундаментальный выбор новой России. Именно сохранение свободы личности определяет все успехи и все трудности нашей новейшей истории. Главная трудность для общества свободных людей – это способность его основных субъектов договориться относительно общих идей и ценностей, без признания которых невозможно устойчивое и поступательное развитие страны.

    Выбор свободы определяет основные характеристики современного общественного сознания России:

    • отсутствие «единственно верного» и «все объясняющего» учения;

    Крушение монополии материалистической философии было воспринято как крушении философии вообще, как знак ненужности мировоззрения как такового. Часть общества и элиты подвергла забвению принципиальные вопросы бытия человека, общества, устройства мира. Предпринимается попытка взращивания поколений «чистых прагматиков», полностью «свободных» от «метафизической» и «этической» проблематики.

    • абсолютный мировоззренческий плюрализм;

    Значительные сегменты российского общества живут в различных мировоззренческих контекстах (философских, религиозных, идеологических), руководствуются зачастую полярными представлениями о человеке, его ценности и предназначении, полярными этическими ценностями, противоположными оценками истории и исторических деятелей и т.д.

    • широтой спектра общественных умонастроений – от идеологического фанатизма до полного индифферентизма;
    • синкретизмом, при котором некритически сочетаются разнородные представления и ценности;
    • фактической (инерционной) монополией материалистических представлений в системе образования, в общественных науках, в экспертных оценках.

    В целом представленную ситуацию можно обозначить как мировоззренческую растерянность или неопределенность, которая по факту оборачивается идейной беспредпосылочностью, необоснованностью общественных и политических практик.

    Вместе с тем, реализация долгосрочной стратегии развития страны, формирование ее цивилизационной идентичности должно опираться на некую философию, иметь под собой определенные представления о человеке, обществе, мироздании, закономерностях бытия.

    Определенная философия необходима и для формирования активной гражданской позиции новых поколений.

    Формирование и реализация стратегии развития страны в условиях мировоззренческого кризиса неизбежно сталкивается с целой серией соответствующих проблем для государства.

    Во-первых, это проблема обоснования долгосрочной государственной политики в ситуации множественности глобальных рисков. Мировоззренческая неопределенность лишает государство возможности быстро и однозначно оценивать те или иные явления, распознавать угрозы и обосновывать свою политику. Разноречивые экспертные оценки, расчеты и показатели, не имеющие под собой философского базиса, оказываются стратегически неэффективными, а также зачастую логически противоречивыми. Отсутствие четкого философского понимания человеческой природы и характера общественных закономерностей с необходимостью делает непоследовательной и противоречивой социальную, культурную, образовательную политику.

    Во-вторых, это проблема устойчивости цивилизационной идентичности государства в условиях глобализации и так называемого «конфликта цивилизаций». Отсутствие общепринятой, публичной концепции цивилизационной идентичности России, - в которой ее различные векторы (православный, европейско-христианский, евразийско-полиэтнический-поликонфессиональный и универсальный) были бы логически-непротиворечиво увязаны, - делает страну и общество незащищенными перед иными цивилизацонными проектами, претендующими на универсальность.

    Наконец, обе указанные проблемы усугубляются острой конкуренцией интересов различных внутренних и внешних акторов, в ходе которой системы знания манипулятивно искажаются, а ценности становятся инструментом борьбы за власть и влияние.

    В данной связи становится очевидной социальная, жизненная значимость проблематики мировоззренческой и ценностной обоснованности политических решений. Освобождение от ложной философии не избавляет человека, общество и государство от философских проблем, которые на деле оказываются не столь уж и абстрактными.

    Совокупность общих идей и принципов, являющихся ответами на фундаментальные вопросы бытия и разделяемых основными субъектами общественно-политической жизни страны, мы обозначаем термином «гражданская философия».

     

    Что может составить гражданскую философию современной России?

     

    Итак, гражданская философия есть совокупность общепризнанных (а потому – рамочных) ответов на фундаментальные вопросы бытия.

    Гражданская философия содержит в своей основе некие представления:

    • о бытии и его закономерностях,
    • о человеке и его благе,
    • об обществе и его благе (общем благе),
    • о человечестве и его благе.

    Подчеркнем, что в пространстве гражданской философии различные мировоззренческие группы (религиозные, философские) свободно руководствуются собственными мировоззренческими контекстами и предпосылками.

    Однако, во-первых, делают эти предпосылки и контексты явными, публичными.

    Во-вторых, руководствуются набором рамочных презумпций:

    • презумпцией таинственности, бесконечности и, при этом, законосообразности и познаваемости мироздания;
    • презумпцией понимания человека как личности:

    Данная категория предполагает целостное понимание человека как существа, одновременно:

      • духовного и телесного,
      • обусловленного и свободного,
      • способного к самотрансформации (трансцендированию), а потому – ответственного;
      • конечного (смертного) и бесконечного, живущего надеждой на вечность;
      • способного как к творчеству и самопреодолению, так и к деградации (в силу свободы),
      • устремленного как к благу и достоинству, так и ко злу и утрате достоинства.

    Декларирование этих антропологических идей не является излишним после столетия попыток редуцировать человека к его телесному измерению, изъять из рассмотрения его духовную природу.

    • презумпцией существования в системе мировых закономерностей объективного нравственного закона как критерия различения добра и зла,
    • презумпцией существования принципов (или устоев) общественного бытия, главными из которых выступают солидарность, справедливость и общее благо.

    Ясно, что при таком подходе асоциальные мировоззрения, отрицающие духовное достоинство человека, его свободу и ответственность, необходимость идейных и нравственных оснований социального порядка, попросту будут оставаться за пределами общественной дискуссии. Но консервативная установка и предполагает ранжирование мировоззрений на те, которые созидают общество, и те, которые общество разрушают. Дело не в том, чтобы навязать обществу совокупность догм, превратить его в новую тоталитарную общность, а в том, чтобы сделать общество открытым для обсуждения всего спектра мировоззренческих проблем, который искусственно суживается в ряде мировоззренческих или идеологических конструкций. В этом смысле гражданская философия, как принципиально дискуссионная сфера, есть альтернатива тотальным идеологиям. Вместе с тем, гражданская философия есть также альтернатива «гражданской религии», неприемлемой для большинства представителей традиционных конфессий. Гражданская философия не есть совокупность текстов, содержащих раз и навсегда данные ответы, а категориально и ценностно структурированное проблемное поле, являющееся средой для фундаментально обоснованной дискуссии и политики.

    Наконец, гражданская философия – это пространство выработки и работы политической риторики как альтернативы политической демагогии.

     

    Место гражданской философии

     

    Гражданская философия как мировоззренческий уровень политики может формироваться и реализовываться только в пространстве публичной политики. Его сегодня надлежит структурировать:

    • категориально - выделяя категории, универсалии публичной дискуссии, формируя тезаурус политической риторики (еще раз подчеркнем, что политическая риторика это антоним политической демагогии);
    • нормативно – реализуя конституционно гарантированные экспертные права различных мировоззренческих групп, создавая регламенты дискуссии и регламенты взаимодействия мировоззренческих групп с властью;

    Подчеркнем, что гарантии духовной свободы граждан, принадлежащих к различным мировоззренческим группам, во многом связаны с публичностью дискуссии и публичностью философско-мировоззренческих оснований политики и права.

    • организационно - создавая или трансформируя систему устойчивых общественно-государственных форумов, дискуссионных площадок.

     

    Субъекты гражданской философии

     

    Строго говоря, субъектом гражданской философии может выступать каждый человек, желающий решать проблемы общественного бытия и способный владеть языком политической риторики. Академическая философия, во многом еще хранящая наследие марксистского прошлого, не может претендовать на монополию в данной сфере или диктовать критерии профессионализма.

    Основными же субъектами гражданской философии сегодня могут выступать:

    • политики,
    • ученые,
    • активисты гражданского общества,
    • представители религиозных конфессий,
    • представители делового мира,
    • свободные философы,
    • деятели культуры и искусств.

    Именно перечисленные категории участвуют сегодня преимущественно в формировании общественного мнения. Задача современности в том, чтобы придать дискуссии полностью осмысленный и обоснованный характер, что невозможно без овладения всеми сторонами общественной дискуссии языком политической риторики и гражданской философии.

     

    Гражданская философия и гражданское общество

     

    Гражданская философия выступает инструментом трансформации неквалифицированного общественного мнения, разрозненных частных оценок, частных и групповых интересов, доминирующих в гражданском обществе, - в интегрированные и категориально оформленные политически-значимые суждения и требования. Тем самым гражданская философия призвана выступить мощной интегрирующей общественной силой, способствующей установлению обратной связи между властью и обществом.

    Гражданская философия может также стать инструментом созидания и развития гражданского общества, предоставляя гражданам аппарат осознания и формулирования их интересов не как принципиально-конкурентных, а в контексте поисков общего блага.

     

    Гражданская философия, научные и экспертные сообщества

     

                Гражданская философия апеллирует к самым разным идейным и методологическим контекстам, может использовать данные различных наук. Однако важнейшей задачей гражданской философии выступает анализ общественно-значимых проблем, обнаруживаемых в специализированных научных контекстах, на языке общезначимых понятий, а также ценностная экспертиза предлагаемых решений.

                Таким образом, гражданская философия усиливает и гарантирует общественную роль наук, при этом обеспечивая общественный и ценностный контроль за научными исследованиями, упреждая возможные дегуманизацию и технократизм.

     

    Гражданская философия и партийные дискуссии

     

    Гражданская философия призвана стать инструментарием межпартийных и внутрипартийных дискуссий в России. Приоритеты той или иной партии, того или иного партийного клуба:

    • формулируются на основе языка гражданской философии;
    • не разрывают целостности гражданской философии (т.е. ни одна из ее базовых категорий – личность и ее благо, общество и общее благо, нравственный закон, общественная солидарность, справедливость - не элиминируется).

     

    Гражданская философия и государственная политика

     

    Выработка приоритетов целостной и непротиворечивой государственной политики – это перспективная задача гражданской философии.

    Гражданская философия формирует:

    • методологию анализа различных явлений и проблем современности;
    • методологию общественного и государственного целеполагания.

    Гражданская философия транслирует указанные методологии на соответствующие уровни государственного управления, формирует тем самым государственную политику, а также определяет критерии его эффективности.

     

    Альтернативы гражданской философии

     

    Альтернативами публичной политики на основе публичной гражданской философии являются:

    • углубление мировоззренческого и ценностного раскола общества, распад рациональности;
    • холодная гражданская война интересов (социальных, коммерческих, ведомственных, корпоративных и т.д.);
    • спонтанность и противоречивость государственной политики;
    • увеличение популярности тоталитарных идеологий и мировоззрений;
    • утрата перспективы развития страны и ее суверенитета.

     

     

     

    Версия для печати