http://www.cskp.ru/discussions/10000199/11497/

ЦСКП: Стенограмма "круглого стола" фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" на тему: "Отчет Правительства РФ в Государственной Думе, законодательные приоритеты парламента"

Исаев А.К. Уважаемые коллеги! Уважаемые представители средств массовой информации! Извините за техническую задержку, которая произошла и в общем хотим сказать, что сегодня день очень насыщенный самого разного рода мероприятиями. Сейчас проходит Совет Государственной Думы, в котором участвует ряд коллег. Мы предполагали, что к этому времени он уже завершится. Этого, к сожалению, пока не произошло. В 11 часов начнет "открыта трибуна", в 12 часов у нас Президиум Генерального совета. В три часа сегодня проходит Экспертный совет, который тоже будет посвящен очень важной теме, связанной с повышением минимального размера оплаты труда. Сегодня насыщенный политический день.

Мы предполагаем, что в этой аудитории все-таки побывают и выступят, во-первых, координаторы платформ, во-вторых, постоянные участники заседаний наших политических клубов.

Тему мы заявляли с самого начала, вполне очевидную. Вчера в Государственной Думе состоялось выступление Владимира Владимировича Путина, на мой взгляд, это одно из самых ярких его выступлений. Очень яркие, содержательные, красивые ответы на вопросы, очень глубокий уровень обсуждения материала, связанного и с развитием экономики, и с развитием социальной сферы, и с состоянием безопасности нашей страны. Мне кажется, что в данном случае общая позиция, которую высказывать все члены фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе, все члены нашей партии, несомненно это выступление, во-первых, является развитием тех статей, которые опубликовал Владимир Владимирович накануне выборов, во-вторых, это на самом деле целая развернутая программа. Это не только отчет, по сути не за один год, а за четыре года его пребывания во главе правительства, ну и программа деятельности будущего Президента России. Ну, конечно же, каждый из нас, поскольку мы разные, слышит, видит, рассматривает под своим углом зрения, под своей призмой то, что было сказано.

Поэтому давайте сегодня мы обсудим нашу позицию, заявим её. И будем обсуждать то, каким образом мы сможем реализовывать ту программу, которую вчера обнародовал, опубликовал, заявил лидер нашей партии и избранный президент страны Владимир Владимирович Путин.

И я хочу предоставить слово Олегу Викторовичу Морозову, координатору социальной платформы в партии.

Морозов О.В. Добрый день, уважаемые коллеги! Сразу после завершения доклада Владимира Владимировича мы вчера обменивались мнениями, скажу так, с теми членами фракции, которые близки по своим взглядам к той платформе, которую назвал Андрей Константинович, к социальной платформе, к социально-консервативной платформе, как ее называют, такой центристской платформе в нашей партии. И должен сказать, что наше мнение было единодушным, мы увидели в этом выступлении Владимира Владимировича такой чёткий сигнал о том, как он, как лидер нашей партии, как избранный президент видит настоящее и будущее нашей страны.

Вот если искать какую-то формулу, которую можно было бы поставить в заголовок вчерашнего доклада Путина, то я бы предложил такую формулу - рынок для построения социального государства, рыночные механизмы для построения социального государства. Социальное государство - как конституционное требование было в центре внимания Путина. И когда он говорил о приоритетах, то первый приоритет это сбережение нации, сохранение нации, её, скажем так, численный и качественный рост, если иметь в виду всю программу, которую предложил Путин, это конечно важнейшая социальная и цель и социальная стратегия. Равно как, когда он говорил об этих приоритетах и новые рабочие места, преодоление безработицы и новое качество работы, которые должны быть предложены гражданину, это тоже центральная, социальная цель, которой подчинены, наверно все другие инструменты.

И второй очень важный момент. Я сейчас не говорю о конкретных предложениях, которые прозвучали и касались учителей, врачей, ученых, студентов, пенсионеров, то есть огромный слой, военнослужащих. Огромные слои нашего общества услышали в выступлении Путина такие ясные сигналы, смысл которых состоит в том, что власть государства, правящая партия, скажем так, будут делать всё для того, чтобы человеку в России жилось комфортно.

Вот заключительная фраза Путина, почему-то как-то не все на неё обратили внимание, вот судя по прессе, он ведь сказал, что "мы подводим черту под целым этапом развития страны. Закончился постсоветский этап развития России".

Что такое постсоветский этап? Это в том числе вот эти 90-ые безумные годы, да. Это этап колоссальных социальных потрясений, это этап колоссальных социальных потерь, которые понесли мы и в прямом, и в переносном смысле. И слова Путина о том, что мы подводим черту под этим этапом, и переходим на этап, когда страна должна развиваться для того, чтобы создать каждому человеку комфортные условия существования в стране под названием Россия, это очень важная заявка Путина.

И мне представляется, что вот этот сигнал о том, что в центре внимания человек, что в центре внимания социальные, важнейшие социальные задачи, а всё остальное подчинено этому и ради этого, вот это, мне кажется, было центральным в выступлении нашего лидера.

Исаев А.К. Спасибо, Олег Викторович.

Я хочу предоставить слово координатору патриотической платформы Ирине Анатольевне Яровой.

Яровая И.А. Уважаемые коллеги, добрый день!

Вы знаете, я думаю, что вчера мы с очевидностью убедились в том, что "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в парламенте страны по-прежнему выполняет важнейшую функцию обеспечения принятия государственных решений и сосредоточенности именно на содержательной и конструктивной работе.

Мы понимаем, что сегодня, несмотря на изменения политического пространства, несмотря на те демократические преобразования, которые были достигнуты во многом благодаря нам, именно на нас по-прежнему ложится ответственность за принятие важнейших государственных решений.

И весь доклад Путина, он, собственно говоря, подтвердил, что на протяжении последних четырёх лет кабинет министров при поддержке именно фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", потому что мы принимали участие в принятии этих решений, выбирали и либеральный, и социальный инструменты как рычаги влияния, как алгоритм определённых действий.

Несомненно, та вариативность в политике, которая была связана с тем, чтобы быть максимально адекватной полезной и результативной, она была направлена и на повышение качества жизни людей, и на расширение социальных гарантий тем, кому это необходимо, и на либеральные инструменты, связанные с развитием предпринимательства, экономики. Но главным определяющим оставалось другое - это единство страны, это национальное единство, это сильное эффективное государство.

При этом, говоря о сильном эффективном демократическом государстве, мы прекрасно понимаем, что именно благодаря Путину, именно благодаря действиям правительства в последние годы были предприняты действительно очень серьёзные шаги к тому, чтобы сделать максимально открытой деятельность всех органов государственной власти.

При этом я хочу обратить внимание на термин, который использовал Путин - "сильное, но гибкое". И, говоря и гибком государстве, на мой взгляд, наш лидер как раз имел в виду, что мы сегодня не впадаем в крайности левых или правых инструментов принятия решений, мы действуем исходя из интересов национальной безопасности, исходя из национальных интересов нашей страны.

Мы действительно уникальное государство. И та огромная территория, и тот акцент, который сделал Путин на развитии Дальнего Востока как на стратегическом направлении, и вопросы укрепления обороноспособности, и тот важнейший ответ, который он дал на провокационный вопрос коммунистов о том, а не нужно ли поправить Конституцию и исключить из преамбулы, что мы многонациональный народ, это всё подтверждение того, что сегодня именно мы выполняем по-прежнему консолидирующую объединяющую роль в стране. И это не только политическая функция, я бы сказала, что это гораздо значимей. Это миссия, которую выполнял все эти годы Путин, укрепляя государство, укрепляя национальное единство. И сегодня, говоря о развитии гражданского общества, говоря о повышении качества жизни людей, мы всё равно понимаем, что объединяющим цементирующим фундаментальным условием конкурентоспособности России, привлекательности России для инвесторов, а самое главное заинтересованности молодого поколения обучаться, работать и реализовывать себя в нашей стране является всё-таки политика объединения, политика сохранения исторической преемственности и традиций, о чём тоже сказал Путин.

Поэтому то внимание, которое сегодня уделяется культуре, и та программа, которая принимается, и 200 миллиардов, и те вопросы, которые связаны с укреплением обороноспособности и фактически с новым обликом армии, это не подтверждение того, что мы хотим кому-то диктовать условия. Это подтверждение того, что мы сегодня уважаем свои интересы и будем их защищать, и будем их отстаивать.

И, собственно говоря, то, что сегодня именно благодаря усилиям, которые были предприняты не только на протяжении последних 4-х лет, а на протяжении десятилетия, мы фактически создаём новое экономическое пространство и новое геополитическое пространство. И Евразийский Союз - это подтверждение того, что Россия не просто восстанавливает исторические связи, не просто укрепляет свою экономическую основу, Россия сегодня фактически двигается по пути восстановления своего прежнего геополитического статуса, который связан с дружескими отношениями с народами, которые близки нам исторически, близки нам духовно, близки нам кровно. Поэтому, несомненно, Путин подтвердил себя как государственник и патриот, как человек, который способен действовать исключительно в интересах нашего государства. И то, что он сказал о своей личной связи со страной, и те 300 лет, которые связывают его семью. Мне кажется, очень важно сегодня каждому из нас, кто принимает для себя решение идти в политику, идти во власть, причём, неважно, в какой уровень, местное ли самоуправление, региональное, федеральное, важно чувствовать эту связь.

И преодоление вопросов неэффективности, и борьба с коррупцией, борьба вообще с любыми уродливыми проявлениями неправильного отношения к человеку и к своей стране, могут быть преодолены только в одном случае: если ты чувствуешь эту личную связь. Поэтому думаю, что в ближайшие 5 лет для парламента страны Путин заявил вполне конкретный ориентир движения вперёд. Что только понимая эту личную связь, личную ответственность, и понимая, какой мы хотим видеть Россию: сильной, успешной, современной, мы можем добиваться успеха. И я думаю, что в парламенте страны роль нашей фракции, она будет по-прежнему именно такой, потому что осмысление вот этой личной сопричастности к судьбе России и ответственности за неё, я думаю, что присуще только нам.

Я хочу обратить внимание, что выступления оппозиции, они ведь по-прежнему были связаны с неготовностью, а даже, может быть, и с нежеланием признавать очевидные успехи, достижения нашей страны. поэтому если оппозиция не поменяет свою стратегию и не начнёт участвовать в принятии судьбоносных решений позитивно, не начнёт за них голосовать, они себя лишают даже малейшего шанса быть сопричастными к успеху развития России.

Спасибо.

Исаев А.К. Спасибо, Ирина Анатольевна.

Я хочу предоставить слово Ольге Викторовне Крыштановской. Пожалуйста.

Крыштановская О.В. Спасибо.

Я как представитель либерального клуба и либеральной платформы теперь уже обратила внимание в выступлении Путина на то, как он ответил на вопрос Елены Драпеко, связанный с Астраханью, с этим инцидентом. И, мне кажется, что это пример для всех нас ответа человека, который понимает, что такое правовое государство. Потому что многие люди, которые находятся в оппозиции к власти, критикуя власть, призывают действовать по понятиям. Они не готовы совершенствовать и работать на становление нашей правовой системы, они постоянно подрывают её. И, с одной стороны, говорят о том, что нам нужно правовое государство.  С другой стороны, сами своими действиями делают всё, чтобы это правовое государство не возникло. Они своей критикой уничтожают просто судебную систему и доверие людей к этой судебной системе.

Как быть в этой ситуации? Путин ответил очень четко: почему надо действовать таким образом, просто привлекая внимание, эпатируя публику, а не обращаться в суд. До тех пор, пока этот вопрос не решён, мы не можем действовать иначе и прибегать к каким-то другим способам давления.

Мне кажется, именно так должен думать человек, который реально стоит на страже законности и правопорядка. Мы все должны работать в этом направлении: повышать доверие к нашей судебной системе. Не могут наши суды работать так, как надо, если всё общество их постоянно унижает и несправедливо, собственно, критикует. Ну, может быть, где-то и справедливо, я не хочу сказать, что не надо вообще это критиковать. Это первый момент.

И второй момент, это, конечно, мне как политолога очень заинтересовал пункт о том, что Путин, как Путин относится к отмене в Конституции этого пресловутого слова "подряд", теперь уже просто ... такой стал в компьютерах, в социальных сетях "подряд".

Вот, значит, политическая система готова к тому, чтобы отказаться от этого, и это тоже важный этап в развитии России по пути демократизации. Это очень важно для всех нас. Мы не шарахаемся из стороны в сторону, а идем постепенно и вполне осмысленно.

Спасибо.

Исаев А.К. Спасибо большое.

Сергей Александрович Марков, пожалуйста.

Марков С.А. Спасибо.

Уважаемые коллеги, несколько моментов хотел бы отметить в выступлении Владимира Путина.

Первое. Это уверенное выступление уверенного в себе лидера. Вы знаете, вот были многие желания переинтерпретировать итоги этих четырех лет с негативной точки зрения, вот мне кажется, Владимир Путин, избранный президент, получивший поддержку абсолютного большинства граждан на прошедших выборах, он четко показал, что он прекрасно осознает и проблемы, и достижения вот этих четырех лет, когда он был премьер-министром.

И действительно, были представлены четкие, буквально количественные параметры того, что России удалось добиться. И по темпам экономического роста, по очень низким темпам безработицы, по очень низким темпам долга, по сравнению с другими странами, и российская экономика с этой точки зрения выглядит здоровой.

Кроме макроэкономических показателей Путин прекрасно чувствует запросы страны, которая хочет, чтобы не просто были какие-то показатели инфляции, чтобы строились заводы, и был дан, так сказать, вот такой четкий отчет, потому что две с половиной тысячи построенных заводов, предприятий за эти четыре года.

Вот это первое, которое, что я очень отметил бы, это уверенность в себе лидера, получившего поддержку большинства.

Второе. Человек имеет четкую и ясную программу изменений и преобразований. Понимание того, что мы переходим на следующий этап, здесь я полностью согласен с Олегом Викторовичем Морозовым, мы перешли вот этот вот кризис, прекратили его, теперь у нас этап наступает развития, соответственно и другие инструменты должны использоваться.

И нам еще, как коалиции общественно-политических деятелей, группирующихся вокруг "ЕДИНОЙ РОССИИ", предстоит осмыслить, вот все-таки в каком направлении должно произойти это изменение. Если мы переходим с одного этапа на другой, это значит, что что-то, что работало тогда, должно остаться, а что-то должно быть изменено. Вот это вот нам предстоит еще, как мне кажется, серьезно осмыслить, и вот такие площадки, мне кажется, являются важными для этого.

Значит, еще один момент, который меня так серьезно заставил задуматься, честно говоря, я думал, что довольно много внимания будет диалогу вот ... так называемыми горожанами, которые его подталкивают, как с активным меньшинством, но этого не было. Путин обращался прежде всего к так называемому моральному молчаливому большинству, которое составляет базу его поддержки. И с этой точки зрения, и тоже вот очень понравилось то, что он не дал себя сбить, не дал, вот его постоянно подталкивают, вот возьмешь газеты всякие, "Ведомости", "Коммерсант", все время его подталкивают. Нет, он не дает себя сбить, идет своим курсом, идет диалог прежде всего с теми, естественно, с кем и должен вести политик, с базой своей поддержки.

Третье, значит, по экономической политике. У нас, как вы знаете, есть борьба двух основных направлений за экономическую политику. Ну одно направление, условно, условно, значит, можно сказать, институт функциональных изменений, гайдаровцы еще называют их, либералы, монетаристы, партия международного валютного фонда и так далее. Вторая группа, те, кто выступает за активную промышленную политику. Здесь мы видим в этом представлении, выступлении, были четко представлены обе эти группировки, и тем самым можем сделать некий прогноз о том, что будущее правительство, по всей видимости, экономический блок будет включать в себя представителей обеих этих группировок, и как бы генерирующая экономическая, линия экономической политики будет включать в себя сочетание обеих этих линий.

Я отрицать не буду, я являюсь сторонником активной промышленной политики, и мне здесь было очень приятно то, что Владимир Путин перечислил список реальных отраслей экономики, на которые правительство будет делать упор. Это и автопром, как самая трудоемкая такая, наиболее аккумулирующая в себе развитие, это авиа-, авиационная промышленность, это судостроение и ряд других.

Четвертое. Мне, вот тоже Олег Викторович правильно сказал о том, что, ну, и Андрей Константинович, что социальное государство строится, мне представляется важным, что Владимир Путин обращает внимание не только на как бы классические социальные проблемы - такие, как здравоохранение, уровень пенсий, и так далее, но и новые социальные проблемы, которые сейчас остро ставит население: прежде всего, это такие социальные болезни, как зашкаливающий уровень водочного алкоголизма среди среднего возраста, пивного алкоголизма среди молодёжи, наркомании и табакокурения.

Вот цифра, наконец, сказана абсолютно жёстко - полмиллиона человек совместно россиян убивают в год представители табачной, алкогольной индустрии и наркомафии. И мы должны здесь предпринять какие-то решительные действия. Мне уже отчасти приходилось говорить, мне кажется, что и партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ", в том числе и фракция должны пройти некоторый период самоочищения, это оксюморон. Больше нет, насколько мне известно, европейских стран, где бы представители табачной индустрии просто сидели в парламенте. Этот вопрос надо решать, не ожидая, я думаю, конца срока.

То есть формирование вот такой программы лечения новых социальных болезней, новых вот этих, новых социальных проблем, мне кажется, тоже должна бы стать одной из направлений нашей работы. И сейчас, мне кажется, вот партии правильно было бы правильно разработать программы такой деятельности. Вот мы в период избирательной кампании немножко попробовали, проект такой называем "Трезвый автобус". То есть это некая система консультационных пунктов на микроавтобусах, которые должны ездить по деревням и помогать семьям, как справляться с серьёзным уровнем алкоголизма, который существует, как мы знаем, в деревнях. Очень огромное количество страдает людей. Вот такого рода, практические модели, системы, мне кажется, и должна партия разработать для того, чтобы их решать.

Ну, и самое последнее. Во внешней политике, мне кажется, чётко обозначен приоритет - не ввязываться в крупные какие-то геополитические конфликты, уберечь страну от этой турбулентности, о которой говорит, а все усилия направить на формирование сильного экономического союза с нашими соседями: Казахстан, Белоруссия, в дальнейшем, мы надеемся, Украина. Вот с ними мы должны развивать, прежде всего, внешнюю политику. Наша внешняя политика - это вот это, не столько ездить по, так сказать, может быть, красивым венам, будапештам, лондонам и вашингтонам, а сколько максимальное внимание сконцентрировать на работу с обществами этих стран, как актуальных членов Таможенного союза для того, чтобы укрепить политическую базу, а мы знаем, что там есть серьёзные тоже политические дискуссии на этот счёт, так и с потенциальными членами этого экономического союза, к которым я отнёс бы, прежде всего, Украину, Азербайджан, Армению, Узбекистан, Киргизию, Молдову. Из непостсоветских стран я бы отнёс к ним тоже Турцию, которая, мне кажется, в перспективе тоже может войти. И я бы предложил тоже партии сконцентрировать свою внешнеполитическую активность, прежде всего, на этих странах для того, чтобы формировать мощный экономический союз, потому что только с ним мы и сможем стать устойчивыми в этом турбулентном мире. Спасибо.

Исаев А.К. Спасибо, Сергей Александрович.

Я позволю себе сказать несколько слов тоже, поскольку были затронуты вопросы, связанные с социальной политикой, что для меня, как вы понимаете, небезразлично. И я хотел бы сказать несколько слов о социальной части доклада Владимира Владимировича.

Вот здесь наиболее значимым для нас является то, что, во-первых, Путин в полном объёме подтвердил и даже расширил те обязательства, которые он брал на себя в своих статья накануне выборов. Все обязательства в полном объёме подтверждены.

Во-вторых, он очень жёстко определил, о том, что независимо от того, как будет развиваться экономическая конъюнктура, в том числе внешнеэкономическая конъюнктура, социальное положение будет улучшаться качественно и достаточно серьёзно. В первую очередь, он говорил о бюджетниках. И хочу сказать, что он не только подтвердил идею о том, что такие категории, как врачи, учителя получат существенное повышение заработной платы в ближайшее время, но и расширил категорию бюджетников, которые получили чёткие ориентиры не за счёт воспитателей детских садов. Впервые прозвучали конкретные сроки и цифры по воспитателям детских садов. Это в течение ближайших двух лет вывод их заработной платы до средней по отрасли образования. Это впервые такие категории, как мастера производственного обучения и преподаватели техникумов и технических лицеев, эти категории раньше нигде не затрагивались. И тоже не затрагивались по определённой причине. Дело в том, что воспитатели детских садов - это уровень местного самоуправления. Техникумы и технические лицеи - это целиком и полностью ответственность регионов, субъектов Федерации, да. И в этой связи, казалось бы, федеральный центр, как он может принять на себя подобного рода обязательства?

Тем не менее решение вопроса по учителям показало, что может федеральный центр инициировать соответствующее повышение по всей стране и уже обкатав, в хорошем смысле этого слова, данную инициативу на учителях, Владимир Путин предлагает расширить эту сферу, включить в средний класс уже в более широком плане представителей отрасли образования. Очень важно, что он при этом заявил, в общем-то, очень серьёзные слова, которые прозвучали и для промышленных рабочих, для тех, кто работает на предприятиях.

Во-первых, очень существенные были сказаны слова об оборонном заказе. Мы понимаем, что это означает для оборонки - это означает, что она начинает воскресать.

И хочу сказать, что мне показалось, что в косвенной форме Владимир Путин ответил на интервью Алексея Кудрина в "Московском комсомольце", где он заявил о том, что вот ушёл якобы из-за разногласий, связанных с тем, что чрезмерное финансирование оборонного заказа. Путин ответил ему: "Финансирование оборонного заказа - это фактически подъём экономики". Это очевидная вещь, потому что оборонный заказ - это очень сложное производство, это большое количество смежников в необоронных отраслях, которые, разумеется, получат доли этого заказа, а, значит, это заработная плата, это создание тех самых 25 миллионов квалифицированных рабочих мест.

Хочу, кстати, обратить внимание о том, что 25 миллионов рабочих мест вместе с семьями - это 100 миллионов человек, которых затронет соответствующая реформа, 100 миллионов человек.

Очень важно, на мой взгляд, и я постарался вчера на этом деле даже сакцентировать внимание, что Владимир Путин вернулся к идее повышения минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума. Он с этого начинал, ещё раз напомню, в 2008 году, вступая в должность премьера, Владимир Путин одну из первых инициатив предложил Государственной Думе сразу принять закон, устанавливающий МРОТ на уровне величины прожиточного минимума. Потом наступил экономический кризис и, естественно, было решение, на которое, вот, скажем так, скрепя сердце, согласились даже профсоюзы - это было решение, заморозить дальнейший рост МРОТа, потому что мы понимали, что в условиях экономического кризиса дальнейшее повышение МРОТ вело бы к росту безработицы - это очевидная вещь.

Но сейчас, во-первых, возвращение к идее повышения МРОТ - это живой симптом и сигнал того, что кризис преодолён и премьер считает, что у работодателя есть средства.

Второй важный момент состоит в том, что он предложил обществу, нам как экспертам, депутатам, профсоюзам, работодателям обсудить, каким образом будет построено это повышение для того, чтобы оно не было просто техническим вбрасыванием дополнительных денег. Речь идёт о новом качестве минимального размера оплаты труда, чтобы он ещё в большей степени стал играть роль регулятора, вытягивающего, поднимающего зарплату. Это очень интересный вопрос. Могу сказать, что к обсуждению мы приступаем немедленно, сегодня в три часа на экспертном совете это главная тема обсуждения данного вопроса.

И ещё мне показалась очень важной одна вещь, просто хочу обратить внимание, что Путин подтвердил по поводу пенсионной реформы всего две вещи - это то, что не будет повышен пенсионный возраст и то, что пенсии будут индексироваться выше инфляции. Он не стал углубляться в детали. Почему? На мой взгляд, это очень стратегично, не потому что у него нет видения этого вопроса, а, потому что он стратегически поступил абсолютно правильно. Сейчас в обществе разворачивается дискуссия о том, как дальше развивать пенсионную систему. Решение должно в самом обществе вызреть, оно должно вывариться для того, чтобы общество считало себя автором этого решения. Если бы Путин вчера изложил бы подробный план - это означало бы, что опять власть, государство сверху что-то навязывает. Этого не произошло. Он задал основные параметры: пенсии должны расти, возраст - нет. А как это будет решаться - это вопрос отдельного обсуждения.

Спасибо.

К нам подошёл Владимир Николаевич Плигин, он, как мы все, спешим сегодня, поэтому я хочу предоставить ему слово. Ольга Юрьевна, потом тогда вам.

Плигин В.Н. Андрей Константинович, спасибо огромное. Я ещё раз приношу свои извинения за опоздание, оно связано с заседанием Совета Государственной Думы и то, что нужно будет уйти, связано с заседанием комиссии по очень конкретному законопроекту.

Андрей Константинович сделал фундаментальное выступление в той части даже, в которой мне его удалось послушать. В этой связи я бы хотел сказать, что вчера состоялось несколько организационных мероприятий, связанных с формированием подхода к пониманию либеральной платформы партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

Это были наши совещания и встречи с экспертами, причем с экспертами в том числе не работающими с партией для того, чтобы можно было понять вообще состояние либеральной идеи в Российской Федерации, состояние с социологами, которые проводили достаточно предметные опросы, и в принципе, при всех тех сложностях, которые в настоящее время возникают и в обществе, при всех тех сложностях, которые возникают при определении подходов партии, я должен сказать, что социологи отмечают резкий рост интереса к либеральной идее. Это первый момент.

Второй момент. В принципе, слово "либерализм", несколькими участниками беседы было поставлено под сомнение само слово "либерализм". Как показывают исследования, это объективные научные исследования, российское общество становится либеральным, и на слово "либерализм" есть позитивная реакция. Это можно, кстати, посмотреть исследования ВЦИОМа.

Что касается, и это главное, выступление Владимира Владимировича Путина в Государственной Думе, избранного президента, мне представляется, что это выступление было абсолютно либерально-консервативным выступлением. И, Андрей Константинович, Вы, может быть, имеете отличную точку зрения, но в то же время, уважаемые коллеги, весь источник роста благосостояния страны, пенсионного роста, возможного пенсионного обеспечения, МРОТа, лежит в правильном выстраивании хозяйственного механизма страны, и премьер однозначно высказался по этому поводу, что это лежит в области тех форм собственности, которые есть в настоящее время, это частная собственность, это продолжение процессов приватизации, правда существует ряд отраслей, как и в любом государстве, которые нуждаются в государственной поддержке, таким образом, это поддержание людей инициативных, творческих, людей, занимающихся бизнесом, и в этой части требует своей дополнительной оценки роль государства.

Поэтому я думаю, что мы получили вчера достаточно хорошую и интересную базу для развития именно либеральных, либерально-консервативных представлений, либеральных позиций партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", и соответственно, такого рода возможностью мы воспользуемся для того, чтобы, воспользуемся этими возможностями в рамках нашего единства, несомненно, но для того чтобы сформировать праволиберальное представление, правоконсервативное представление в партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

Спасибо.

Исаев А.К. Спасибо, Владимир Николаевич.

У нас сегодня, вот, по-моему, у Листа есть, или у кого-то из композиторов есть замечательная вещь, называется "Прощальная рапсодия", когда играют музыканты, они заканчивают свою партию и уходят до тех пор, пока не остается последняя флейта.

Я и думаю, что этой последней флейтой сегодня буду я.

Ольга Юрьевна Баталина, пожалуйста.

Плигин В.Н. Прошу вас не пользоваться этим преимуществом, поверьте, пожалуйста, что последнее слово очень часто бывает только началом другого очень глобального процесса, который не всегда заканчивается позитивно. Спасибо.

Исаев А.К. Спасибо, Владимир Николаевич.

Да, пожалуйста.

Баталина О.Ю. Коллеги, я сначала хотела бы продолжить ту мысль, которую изложила сегодня Ольга Викторовна. Действительно, одного примера Путина, как нужно вести себя в правовом государстве, не хватит на всю страну. А тенденция, на самом деле, в последнее время угрожающая, ведь всё больше и больше попыток подорвать доверие к государственным институтам, причем не просто государственным институтам, а именно к тем, которые обеспечивают защиту прав и свобод человека.

Посмотрите, что у нас происходит сегодня в отношении людей к органам МВД. Понятно, что в органах МВД служит огромное количество работников, и в нем как в зеркале отражаются все проблемы нашего общества, потому что в них работают не только идеальные, кристально честные и порядочные люди, в них работают все те, кто живет с нами рядом, на одной улице, в одном дворе, в одном доме, а это разные люди, и по-другому в нашем обществе быть не может.

Страшная статистика, вот которую озвучивают сегодня органы внутренних дел, у нас учащаются нападения, в том числе и вооруженные, на сотрудников органов внутренних дел. И тогда никакая зарплата не станет мотивацией для нормальных порядочных людей к тому, чтобы идти и служить в органах МВД.

Вот только в 2011 году пострадало от такого рода нападений самых разных 65 тысяч сотрудников МВД. И было в течение 2011 года совершено 255 вооруженных нападений на сотрудников МВД. И эта печальная статистика в 2012 году продолжает только нарастать.

Вот у нас закончился первый квартал 2012 года, за который уже было ранено и убито 140 сотрудников МВД. Поэтому я считаю, что нам нужно этот беспредел прекращать, и, прежде всего, беспредел в массовом сознании. Потому что если сегодня мы дискредитируем судебную власть, завтра мы дискредитируем органы МВД, а кто будет защищать тогда население, чьё имя и чьё слово в этом обществе будет признаваться точкой отчёта? Получается, что ничьё.

И в этом смысле, конечно, события, которые происходят в Астрахани, они лишний раз подтверждают, что оппозиция к закону Российской Федерации относится совершенно однозначно: если закон позволяет прийти нам к власти, то это хороший закон. А если закон этого нам не позволяет, значит, это антинародный закон, закон, который попирает права и свободы человека. Но мы с таким подходом, к сожалению, с вами никуда далеко не продвинемся. И не нужно подменять необходимость выполнения законных требований борьбой за свободу. Это не борьба за свободу.

Завтра аналогичный политический шантаж у нас может с вами развернуться по любому другому поводу. Кому-то не понравится иная норма закона, и в каком тогда государстве и обществе нам придётся жить?

Возвращаясь к выступлению Путина, конечно, меня как депутата, который работает в Комитете по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления очень волнует вопрос территориального устройства, территориального развития нашей страны. Каким бы ни было количество прорывных экономических и социальных проектов, без комплексного и равномерного развития территорий мы с вами не продвинемся дальше. Абсолютно правильно Путин говорит: достаточно отъехать от любого города на 100 километров, и мы увидим с вами заброшенные населённые пункты, дороги превратятся в бездорожье, социальная инфраструктура сократится, как шагреневая кожа. И, собственно, мы видим постоянный отток населения из таких территориальных образований.

И нужно сказать, что и статистика сегодня, к сожалению, в этом отношении тоже не может радовать. Только в Центральном федеральном округе у нас тысячи населённых пунктов без населения и тысячи населённых пунктов, где осталось жить до 50-ти человек. Можем ли мы, такая огромная страна с огромными ресурсами, протяжёнными границами, существовать только в масштабах городских, крупных городских округов и крупных городов? Конечно, нет. Тем более что мы - страна аграрная.

Поэтому посылы Владимира Путина о необходимости развития местного уровня власти за счёт и дополнительных финансовых источников, за счёт дополнительных федеральных программ. Посмотрите, как много внимания он уделил вчера специальной теме - развитие Дальнего Востока и Сибири. Абсолютно правильно. Без чёткой, внятной государственной политики, подкреплённой серьёзными финансовыми ресурсами, эти территории сами по себе, эволюционно, будут развиваться веками, и веками мы не сможем увидеть там серьёзных изменений.

Меня очень радует формирование с 1 января текущего года дорожных фондов в регионах, потому что без аккумулирования специальных финансовых источников, направляемых на ремонт и содержание дорог и на благоустройство, и в этом направлении, к сожалению, мы тоже не сможем увидеть существенных результатов. А благодаря дорожным фондам, сможем. И теперь, конечно, нужно спускаться ниже.

И в этой связи, конечно, хотелось бы, чтобы процессы децентрализации, которые запущены в нашей стране, и процессы укрепления финансовой автономности местного самоуправления, а ровно об этом говорил Владимир Путин в своей статье "Демократия и качество государства", которую не так давно мы все с вами читали. Абсолютно правильно говорит. И я считаю, что, конечно, нам придётся возвращаться и к вопросам комплексного развития социальной инфраструктуры, потому что программа поддержки фермеров у нас сегодня существует, и их немало, но какой фермер поедет жить в населённый пункт, где не осталось ни амбулатории, ни детского сада, ни школы. Если он связывает свою жизнь с работой на селе, то он, конечно, хочет комфортных и достойных условий жизни там, где он живёт.

Поэтому сегодня в Государственной Думе проходит немало законопроектов, которые защищают основы местного самоуправления, финансовые основы местного самоуправления, организационные. И я рассчитываю, что после, собственно, уже целого набора чётких указаний, а не посылов Владимира Путина, этот процесс в нашей стране будет двигаться всё-таки более интенсивными темпами.

Спасибо.

Карпович Н.Н. Я представляю гражданскую платформу. И, наверное, в этом выступлении, которое было, Владимира Владимировича, хочу остановиться именно на социальных вопросах, которые непосредственно связаны с благополучием российских семей.

В 2009 году Владимир Владимирович представлял антикризисную программу правительства и говорил о том, что самое главное, это запрос большинства. Большинства. И вывести - как можно больше условий создать российской семье, которая могла бы получить качественные услуги и качественную помощь от государства.

Да, действительно, подчёркивалось, что невозможно помочь каждому. Но необходимо именно сделать самый главный акцент - это сегодня увеличить как демографическое развитие, как прирост населения, снижение смертности. И в этом Послании опять же Владимир Владимирович говорит о том, что эта работа будет продолжаться.

Но мне кажется очень важным, говорится о том, что сегодня нужно усилить контроль и мониторинг в регионах именно для тех категорий, которые остались всё равно не охваченными, которым не могли оказать содействие. Чаще всего это действительно и контроль к тем непосредственным структурам, чиновникам на местах, которые принимают решения и пользуются инструкциями.

Здесь очень качественно в Послании говорилось о том, что личная ответственность должна присутствовать. И, на мой взгляд, вот это является для нас вторым шагом сейчас услышать и помочь ещё тому меньшинству, которое оказалось всё-таки, не получив полное удовлетворение от государства сегодня той поддержкой.

Маленький пример, да. Ложка дёгтя портит бочку мёда.

Если сегодня у нас с вами выделяются огромные средства на высокотехнологичные операции, но дальше не оказывается реабилитация содействия семье для преодоления этого, деньги, миллиарды уходят просто в "песок". Семья вроде бы получила от государства помощь, но, не получая дальнейшего продвижения, семья говорит о том, что ничего не делается. И мы получаем негатив, негатив за наши огромные средства, которое государство сегодня вкладывает в население.

Второй момент, о котором сегодня говорится, это некачественное исполнение чиновниками на местах своих функций. Мы до сих пор сталкиваемся с формализмом, о котором тоже Владимир Владимирович говорит. Формализм в закупках тех же медицинских препаратов, формализм в отношении выделения этих препаратов и так далее, и так далее. И мы видим, что российские семьи, которые находятся как раз за той чертой: только жильё, только обеспечение, а какие-то личные функции, а особенно медицинское направление, мы получаем очень большой негатив.

При этом тот прирост средств, который сегодня поступает в медицину и в образование, колоссальный. Такого не было ни в Советском Союзе. И те примеры, которые приводятся сегодня о том, что мы говорим о здоровье нации и я поддерживаю своих коллег, которые сказали, что эти акции нужно продолжать, но то, что сегодня построено такое количество бассейнов и в 2 раза больше, чем в Советском Союзе было, тоже говорится о том, что оздоровление нации продолжается.

И мне кажется, что примеры, которые мы сегодня видим, 7 миллионов детей, которые родились за этот период времени, и количество третьих родов у нас почти увеличилось на 62 процента, а вторых на 45, это огромный результат страны.

Но мне важно, как человеку, который занимается именно вопросами семейной политики, обратить внимание на то, что нам, как сегодня большинству партии, которая действительно создаёт платформы, нужно обратить особое внимание на работу в регионах. Именно те некачественные моменты, которые портят основную работу, нам необходимо в связи с Посланием Владимира Владимировича отработать нашу качественную систему работы в регионах. Потому что помощь тем небольшим группам, а на гражданской платформе в центре консервативной социальной политики мы постоянно рассматриваем общественные запросы, к нам обращается общество с запросом о том, что сегодня не сделано. И вот это должно лечь основой в продолжение работы по социальному направлению и развитию демографическому. Спасибо.

Исаев А.К. Спасибо, Наталья Николаевна.

Франц Адамович Клинцевич, пожалуйста.

Клинцевич Ф.А. Спасибо, Андрей Константинович.

Добрый день, уважаемые друзья!

Андрей Константинович, я считаю, что такие мероприятия нам надо готовить получше. И мы должны коллегам нашим сказать, что... Ну здесь собрались не одни бездельники, понимаете. И я, допустим, сегодня хотел бы высказать несколько мыслей, в том числе и в присутствии тех докладчиков, которые были, потому что мы не понимаем, на мой взгляд, главного из того, что должны делать. Хотя, если быть честным, то в своём выступлении и Исаев, и Баталина, они (то, что я хочу сейчас сказать), они несколько отразили. А суть заключается в следующем, коллеги. Что сегодня в обществе у нас сформировалось вот некое мнение, при котором всё, что говорит власть, вообще не верится.

Смотрите, Путин вчера вышел на встречу с депутатами, будучи абсолютно подготовленным и попытался оперировать к ситуации по-человечески. И он был растерян, когда столкнулся с откровенным хамством и враньём, он был не готов к этому. Это первое.

Второе. Коллеги, сегодня наши системные и несистемные оппоненты, они понимают, что если они будут говорить критику, то она по-любому ложится людям на душу, потому что наши, прошу прощения, соратники на местах охамевшие и оборзевшие просто люди, потерявшие берега в плане функционирования власти, в плане проведения разного рода социальных проектов. Я, коллеги, хочу, чтобы вы понимали. Возможно, в своей риторике я не соответствую вот тому высокому интеллектуальному уровню, который сегодня начался у нас говорить, потому что у меня сторонники, они живут на земле. И живущие на земле сторонники, они говорят правду. А у нас ответов нет.

Смотрите, Владимир Владимирович сегодня взял и задал тренд. Он сказал, что власть сделала, что собирается сделать и что на самом деле у нас есть. А наша с вами задача сегодня из того, что говорит оппозиция, вот эти все тренды разъяснить людям, указать, а где-то устранить. Смотрите, было сказано: более 200 тысяч квартир было выдано ветеранам, более 300 тысяч квартир выдано офицерам. Ну, это же правда. Выделены сертификаты, деньги. А вы знаете, коллеги, что у нас стоят целые городки с домами, куда офицеры не заселяются, потому что там нет инфраструктуры, нет рабочих мест, и так далее.

И наши с вами соратники сделали вроде бы, освоили деньги и нанесли больше вреда, чем есть на самом деле. Мы сегодня говорим о зарплате офицерам, мы подняли, мы с вами всё сделали, и так далее, выстроили расчётные центры. Части стоят в местах, офицеры по два месяца не получают зарплату, потому что там карточку негде вставить, её негде использовать и перевели на это. Ну, ведь это же всё знают коллеги, ну, об этом же говорят. Мы сегодня с вами будем с ящика говорить, вот как там всё хорошо. А люди на земле говорят, скажут: ну, и какие они и как к ним относиться?

Я, коллеги, считаю, что сегодня нам необходимо после выступления Путина выстроить программу через Президиум, Юрий Евгеньевич, поставить нашим должностным лицам, в том числе и тем, которые ушли сегодня с этого "круглого стола" конкретную задачу: кто, чем и как должен заниматься, о чём говорили Ольга Юрьевна и Андрей Константинович в своих выступлениях абсолютно по конкретике, связанных с реально существующими проблемами. Ну, нельзя же выходить к людям, коллеги, вот с той риторикой, которая сегодня звучит здесь. Да понятно, что здесь все умные люди, понятно, что все, как Эзоп объяснят и хорошее, и плохое, имея вот все эти возможности, знания и опыт, и так далее. Но нам же надо, чтобы люди к нам относились немножко по-другому. Нам сегодня нужно уберечь лидера, которого страна сегодня реально имеет. Я хочу, чтобы вы понимали, я говорю не о вещах формальных.

Вчера у меня вдруг сложилось впечатление, когда он начал говорить и по-человечески обращаться, у него было стремление сказать: да, знаете что, ребята, идите вы. Потому что он не понимает сегодня, почему люди ведут себя подобным образом. Смотрите, в Астрахани голодают вот "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Они понимают, что они сели на тему. Коллеги, мы же все с вами специалисты, мы понимаем - 60 процентов сфальсифицировать нельзя. Там сфальсифицировано, безусловно, процентов пять сфальсифицировано, а, может быть, и больше. Но это же не определяет ситуацию сегодня реально с победой. Там победи кандидат, который есть.

Ну, они же не пытаются эту ситуацию повлечь. Они же пришли, они подставили всех нас и говорят: всё ... нормально. Сейчас забрали вот эти диски, и, конечно, там в 20 из 200, в 20 избирательных участках они определят, что там сфальсифицировано. Коллеги, так эти вещи, мы проблемы должны сами вскрывать.

Второй момент. В Ульяновске открылся пункт. Но это же надо, чтобы специалисты объясняли. Зюганов сегодня говорит о военной базе. У него СМИ, у него сегодня средства массовой информации и так далее, он сегодня говорит то, что люди хотят слышать. Но это же совсем не так, коллеги. Владимир Владимирович сегодня абсолютно, вот вчера чётко эту ситуацию объяснил. Значит, нам надо, понимая, что это болезненная точка, взять и людям вот эту ситуацию объяснять. Где здесь Максимов? Ушёл? Придёт? Максимов. Вот завтра он проводит ситуацию, проводит "круглый стол" в Общественной палате по Ульяновской базе. Партия отправила Бутмана. Он умный, хороший парень, но он не специалист. Ну надо направлять Заварзина или Клинцевича туда и давать объяснения, рассказывать, что там будет происходить.

Я, коллеги, хочу, чтобы мы понимали...

                   . (Не слышно.)

Клинцевич Ф.А. Спасибо.

Так я понимаю, так у меня же завтра не получится, я два закона докладываю, которые перенесли. Я не смогу придти. Но мы сейчас переговорим с Заварзиным, я отправлю обязательно Заварзина, попрошу, чтобы он пришёл и так далее и принял участие и кого-то из нашего комитета, который понимает в этой ситуации, какие последствия, и что там делается, что они будут делать, и что это никакая не военная база.

Ну это же людям надо объяснять, потому что сегодня кого не спросишь: вы строите военную базу, вот НАТО у нас в центре... Да мы на этом деньги зарабатываем и решаем ряд очень серьёзных вопросов, о которых нужно сегодня говорить.

Так вот, коллеги, после выступления Владимира Владимировича, его вот, как Ольга Юрьевна, должно быть разбито на 58 частей выступление, заданных ... каждому нарезан участок и ты говоришь: ты готовишь, ты по этому, ты по этому готовишь. Потом проводим, печатаем, встречаемся, проводим "круглые столы" и делаем работу конкретную.

Мы должны сегодня защитить, как оказывается, позицию правительства, которое реально что-то сделало. Там много проблем и Владимир Владимирович о проблемах говорил. Мы должны ... защитить, вскрыв эти проблемы и разъяснив людям истинность содержания того, что делается. Настоящего курса, который ведёт сегодня наш лидер. Вот что я хотел сказать. Извините за эмоциональность.

Исаев А.К. Спасибо, Франц Адамович.

Юрий Евгеньевич Шувалов, пожалуйста.

Шувалов Ю.Е. Да, спасибо.

Уважаемые коллеги, я хочу коротко сказать. Я очень рад сегодняшней дискуссии, потому что она проходит в таком динамичном режиме, но действительно просто сегодня такой активный день работы в Думе и день Совета Думы, день заседаний комитетов. Поэтому, Франц Адамович, я думаю, вы нас извините, у нас идёт прямая трансляция в Интернете, в "Твиттере", по крайней мере, у нас есть запись в "Парламентском часе", мы обязательно всё это систематизируем и это станет продуктом для работы всей партии.

И хочу ещё просто обратить внимание, что сегодня мы работаем в режиме формирующихся платформ политических партий и это долгожданное решение для клуба, помимо экспертного сообщества, помимо тех ньюсмейкеров партии, которые научились работать в клубе и задавали тон дискуссии, платформы дадут возможность включиться практически каждому члену партии.

Единственная моя надежда, что платформы не будут в себя включать чиновников и бюрократов, которые отягощали партию и не давали партии быть динамичной и гибкой, которые висели гирями на партии и во многом занимали чьи-то места в партии. Я думаю, что это процесс обновления партии и это процесс подготовки к новому этапу политической работы, которая требует от партии умножить свои силы, быть конкурентоспособной политической силой и сохранить возможности своего политического доминирования, но доказав это в условиях жёсткой политической конкуренции.

То, что политическая конкуренция уже началась - это показывают муниципальные выборы, очень непростые. У нас впереди Красноярские выборы, у нас были в Ярославле, в Астрахани. И мы должны к этому относиться уже по-другому, мы должны научиться работать в реальном времени, в режиме реальной конкуренции. Мы должны быть готовым к нестандартным ситуациям. Поэтому я считаю, что это благодатное время для "ЕДИНОЙ РОССИИ", но это тяжёлое испытание, потому что всё-таки "ЕДИНАЯ РОССИЯ" существовала в формате партии, отвечающей за ситуацию в стране. Сегодня мы должны отвечать ровно за то, что мы заявляем и то, что мы делаем.

Мы не должны всё время опираться на тех коллег, которые работают с нами в органах исполнительной власти. Мы должны, безусловно, отвечать за политическую работу. И наша задача, конечно, развивая идеи Владимира Путина, доносить эти идеи и выстраивать такую модель, которая бы позволила оптимально сочетать экономические, социальные и политические задачи, и для этого, мне кажется, возможность внутренней дискуссии в рамках платформ, она существует.

Мы действительно должны понять, в какой степени мы должны развивать социальную политику, и насколько она обеспечена экономическими возможностями.

В то же время мы, безусловно, должны, не должны быть всеядными. Вся партия должна занимать четкую позицию, а не быть просто центристской партией или партией власти, как мы говорим. Мне кажется, от этих понятий давно пора отказаться, и это нужно понять всем. Мы должны быть партией, которая имеет четкую идеологическую позицию. Но при этом у нас есть разные точки зрения и разные внутренние течения, которые позволяют нам занимать широкие спектры в общественном мнении.

Я очень благодарен тому, что через избирательный процесс мы получили новое пополнение избирателей, и Государственной Думы, и в регионах, я очень рад знакомству с Ольгой Юрьевной Баталиной, я вижу ее яркие выступления на пленарных заседаниях, я уверен, что у нас появятся и другие сильные политики, но мы, безусловно, не должны отказываться и от тех людей, которые сегодня работают в Общественной палате, работают в регионах, и которые преумножают партию. Партия - это не только та сегодняшняя фактура, которая представлена депутатским корпусом, партия значительно шире, и мы должны это понять. Тогда мы сможем решить те задачи, которые перед нами стоят.

Ну и главное, конечно, для нас - это съезд партии, который должен быть понятен обществу, и мы должны прийти туда с новым пониманием своего качества, своей работы.

Поэтому я думаю, что вот тот этап времени, который у нас немногий остался, мы должны развернуть очень большую работу и в регионах, и в центре, и позволит это сделать, безусловно, уже взаимодействие клубов и политический платформ партии, а также, конечно, и сторонников, и тех проектов общественных, которые в партии существовали. Время, конечно, активной работы.

Спасибо большое, коллеги.

Исаев А.К. Спасибо.

Я хочу проинформировать, только что РИА "Новости" сообщили со ссылкой на Сергея Миронова о том, что голодовка в Астрахани, как и ожидалось, прекращена. Слава Богу.

Денис Борисович Кравченко, пожалуйста.

Кравченко Д.Б. Спасибо, Андрей Константинович.

Уважаемые коллеги, я как представитель социальной консервативной платформы очень приветствую вчера те тезисы, которые касались тех идеологических аспектов, которые мы формулируем в своей платформе.

Безусловно, вчера Владимир Путин как национальный лидер сформулировал те вещи, которые затрагивают большинство наших граждан, он говорил о повышении качества жизни, как следствие - о повышении среднего возраста, который в течение нескольких лет, и мужчин и женщин, должен достигнуть 75 лет, это высокий показатель уже европейского и мирового уровня. Я считаю, что это один из ключевых показателей, когда люди живут долго, значит людям созданы условия.

Понятно, что для людей созданы все условия, понятно, что у нас достаточно много нерешенных задач инфраструктурных, я поддерживаю выступление Ольги Юрьевны в том контексте, что нам очень важно заниматься территориальным развитием, и мы в центре социальной консервативной политики не один год уже территориальным планированием и территориальным развитием занимаемся, считаем, что, абсолютно я разделяю здесь позицию о том, что нам нужно планомерно развивать комплексно и гармонично наши территории, у каждой или у большинства из них есть свои конкурентные преимущества, свои точки роста, которые необходимо стимулировать.

Прозвучала позиция по поводу развития Сибири и Дальнего Востока, это, безусловно, одна из ключевых наших территорий, она всегда имела важное значение, и для того чтобы не потерять нам эти площади, территории, ресурсы, для того чтобы сохранить там людей, и для того чтобы люди там жили, им нужно создать условия, судя по всему, как раз этим, в общем-то, отдельная структура и будет заниматься.

Также хотелось бы отметить, что вчера действительно мы получили такое эмоциональные выступление, выступление с человеческим лицом. И, безусловно, как показывают и уже предварительные опросы и высказывания в средствах массовой информации, абсолютное большинство наших граждан нашли там для себя что-то полезное, интересное, перспективное. И очень важно, на мой взгляд, вчера одним из ключевых всё-таки, это моё мнение, было заявление, что мы прошли этот период перелома посткризисный становления современной России и стабилизировали, как демографическую ситуацию, так и экономическую, прошли второй кризис. И сейчас готова страна к новому динамическому развитию и к рывку.

Собственно, это очень радует. И я считаю, вполне своевременно.

Спасибо.

Исаев А.К. Спасибо.

Сергей Григорьевич Волобуев, пожалуйста.

Волобуев С.Г. Спасибо.

Уважаемые коллеги, очень коротко два момента, то, о чём не говорилось или почти не говорилось. Прежде всего, идеологический, и совсем не говорилось о психологическом аспекте выступления. Почти. Франц Адамович на самом деле немного затронул этот аспект.

Перед нами выступала личность, обладающая мощнейшим психологическим воздействием. На самом деле я не побоюсь сказать, что Путин часто выступает как такой психотерапевт коллективных неврозов и фобий на самом деле. Вот эффект его выступлений зачастую, что он... прежде всего, фобии политического класса России, который в значительной своей части очень болен. Идеями фикс, ложными идеями, утопиями, ложными целями, то есть он очень болен. И Путин в этом смысле выступает как, собственно, терапевт всего этого безумия. И вот этот аспект хотелось подчеркнуть.

И по поводу идеологии. Конечно, Путин был и остаётся консерватором. И когда мы говорим о платформах партии, нужно подчёркивать, что это аспекты единой консервативной идеи. Конечно, три составляющие политической и социальной реальности, это личность, общество и государство. Конечно. Безусловно, есть своя специфика в политических проблемах личности, прав и свобод. Кто-то называет это либеральным, но на самом деле это единая проблема, личность, она не отделима ни от общества, ни от государства. Есть специфические социальные проблемы, есть проблемы государственные, наверное, специализация платформ, она естественна, но надо понимать, что единая консервативная идея, она должна сохраняться как, собственно, понимание взаимосвязи личности, общества и государства.

Мне кажется, что Путин никогда не давал основание называть себя либералом. Вряд ли он давал основание называть себя социалистом, он последовательный консерватор. Вот, этот момент хотелось подчеркнуть. Как лидер партии, думаю, что...

И главное, последнее, то есть, возвращаясь к идее психотерапии. Есть два варианта плюрализма: есть плюрализм нормальный, который признаёт, что существуют некие законы логики и рамки, да?, то есть тогда дискуссия возможна, а есть шизофренический плюрализм, то есть когда мы в едином объёме допускаем взаимоисключающие вещи. Вот очень хочется верить, что идеологическое развитие партии будет идти не по пути шизофренического плюрализма, а всё-таки мы, в том числе под воздействием терапевта, так скажем, Владимира Владимировича, сохраним некий здравый смысл и нашу единую консервативную идентичность.

Благодарю вас. Спасибо.

Исаев А.К. Виктор Владиславович Зубарев. Пожалуйста.

Зубарев В.В. Спасибо.

Уважаемые коллеги! Два аспекта наиболее важные, это новая промышленная политика и урбанистическая политика, которая была озвучена национальным лидером - Владимиром Владимировичем Путиным. И здесь я несколько не соглашусь с Андреем Константиновичем, когда перекладывается или берутся слова и посылаются на уровень субъекта Российской Федерации или местного самоуправления. Ну, Андрей Константинович говорит, это не совсем та функция, которая, может быть, от национального лидера звучала бы как федерального уровня человека.

Но я думаю, что как раз национальный лидер тем и отличается, что его любое слово пронизано от самого человека и до самого верха, до президента нашей страны, и это очень важно. Работая в Красноярском крае председателем комитета по промышленности, очень чётко чувствую, как слово, произнесённое лидером, доходит до тех решений, которые принимаются на уровне законодательных собраний, губернаторами областей и краёв и местным самоуправлением, это очень важно. И то, что сегодня прозвучало, Красноярск уже трижды в выступлениях Владимира Владимировича, как город, перешагнувший миллион, у нас 2 дня назад родилась девочка миллионная. Причём попытки наши технологические привести город Красноярск к миллионному жителю были несколько и иные, мы присоединяли то рядом стоящие города, всё, потом отказались от этого процесса и нарожали, это радует. И это как раз было отфиксировано, это очень важный аспект. Не агломерация, которая принесла миллионный город, чтобы получить дополнительно, Юрий Евгеньевич, дополнительные деньги на дороги, Андрей Константинович, а именно нарожали, это очень здорово.

Но мне кажется, переход на инновационный путь развития, и вот новая урбанистическая политика, потеря жителей в посёлках, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, процесс эволюционный и он неизбежный. Надо думать, как избежать его, создавать более благоприятные условия жизни в городах.

И здесь для партии я бы хотел сказать, что наш коллега Сергей Кужугетович заявил прекрасную мысль, мы её неоднократно обсуждали, о переносе политической столицы в Сибирь для сохранения как территориальной целостности нашей страны, так и изменения вот принимаемых решений, которые должны находиться в географическом центре России (это Красноярск). Я думаю, что вот эта вот идея переноса столицы в Красноярск с теми посылами, о которых сказал Юрий Евгеньевич, о выборах, которые состоятся у нас 10 июня по выборам главы города. У нас рассматривается вопрос проведения универсиады после Казани в 2019 году в Красноярске. Мне кажется, вот эти все аспекты жизни могли бы изменить и работу, в том числе, партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" на ближайшие вот 5 лет. Спасибо.

Исаев А.К. Спасибо большое.

Уважаемые коллеги, наш "круглый стол" подходит к концу, потому что дальше следующее мероприятие, через 10 минут начнётся заседание Президиума Генерального совета партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я хотел бы сказать, что, несмотря на такую сильную эмоциональную зарядку в выступлении Франца Адамовича, я с очень многим согласен. Но я просто настроен более конструктивно.

Конечно, сегодняшний разговор - это только начало реальной работы над громадным проектом, который, можно сказать, план Путина на ближайшие 6 лет, да. Вот то, что мы услышали вчера. Это только начало работы, начало разговора.

Когда каждая из платформ, каждый из клубов партии увидел для себя в этом выступлении то, на что он может опереться в своей работе. И дальше, конечно, несомненно, последует этап конкретизации, выдвижение конкретных законодательных инициатив, проработки и обсуждение конкретных вопросов.

Ещё раз хочу подчеркнуть, что сегодня на Экспертном совете мы уже будем обсуждать вопрос о минимальном размере оплаты труда, именно то, к чему вчера Владимир Владимирович Путин нас призвал. Что, прежде чем принимать простые и линейные решения, провести максимальное всестороннее обсуждение. Все мы хотим решить вопрос, но мы хотим его решить не формально. Мы хотим его решить так, чтобы не увеличить риски безработицы, да, или риски обмана трудящихся иным путём. Поэтому, мне кажется, что вот сейчас, условно говоря, главная задача, которая стоит сегодня перед всеми платформами партии, это выработка своей "Дорожной карты" по выступлению Владимира Путина. И именно партия сейчас от платформы ждёт именно этого.

Владимир Плигин, выступая здесь, сказал, что общество в России полюбило либерализм. Но я, честно говоря, в этом не уверен. Буквально в прошлую субботу я вёл, правда, передачу на "Русской службе новостей", где проводил голосование как раз по отношению к либерализму в России. 81 процент высказался отрицательно, с 81,9 процента.

Но могу сказать, что вот в пределах до 20 процентов, это та часть общества, которая позитивно относится к либерализму. И с этим должен работать Владимир Николаевич, бесспорно. Мы хотим работать с этой средой, мы хотим тоже их услышать.

Поэтому я считаю, что очень много было сказано в вопросах, которые связаны с государственно-патриотическими вопросами. Здесь и Ирина Анатольевна, и Франц Адамович должны активно включиться.

На мой взгляд, мы можем сами предложить обратиться, в том числе к средствам массовой информации, с предложением просто показать то, что называют базой НАТО в Ульяновске. Что это такое? Простым и ясным разъяснением. Ведь дело вот в чём заключается.

Я просто хочу напомнить, что наши оппоненты в том случае, когда мы отсутствуем информационно, немедленно вклиниваются в это дело, создают штампы.

Мы все помним 83-й федеральный закон. Многократные, многократные, и вчера прозвучавшие в том числе, заверения Владимира Путина и Дмитрия Медведева о том, что это не ведет к платности образования, но поскольку все равно вот каким-то образом мы не смогли достучаться, и поскольку в плохое верится лучше, чем в хорошее, вот этот упорный штамп о том, что мы переходим на платное образование из-за 83-го федерального закона, он живет, насаждается, и так далее и тому подобное.

Поэтому нам необходимо, конечно, сегодня создать еще кроме проекта конкретной работы, дорожной карты, наверное, необходимо создать еще и план развенчания идеологических штампов наших оппонентов, и причем здесь как раз должны сыграть свою решающую роль платформы, обращаясь именно к той аудитории, ради которой эти платформы создаются.

Спасибо.

Юрий Евгеньевич, хотите что-то добавить?

Шувалов Ю.Е. Нет, спасибо, коллеги, я очень рад...

Исаев А.К. Спасибо. Спасибо.

                   . Андрей Константинович, разрешите, я просто хотел поздравить всех с Днем космонавтики сегодня, понимаете, это день настоящей нашей промышленности (Аплодисменты.), то, что мы можем построить великую страну.

http://www.cskp.ru/discussions/10000199/11497/